Arms
 
развернуть
 
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17 А, пом. П1
Тел.: (831) 416-64-00
416-64-01 (ф.)
4ap@sudrf.ru
показать на карте
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17 А, пом. П1Тел.: (831) 416-64-00; 416-64-01 (ф.)4ap@sudrf.ru
4ap@sudrf.ru

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

Понедельник

с 8.00 до 17.00

Вторник

с 8.00 до 17.00

Среда

с 8.00 до 17.00

Четверг

с 8.00 до 17.00

Пятница

с 8.00 до 15.45

Перерыв с 12.00 до 12.45

Суббота

выходной

Воскресенье

выходной


           ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
https://vk.com/public217326696

ПРЕСС-СЛУЖБА
Новость от 14.10.2022
Использовании QR-кодов не обязывают субъект Российской Федерации выявлять мнение граждан посредством проведения референдума субъекта Российской Федерацииверсия для печати

5 ноября 2021 года состоялось собрание инициативной группы в количестве 25 человек по проведению референдума в Чувашской Республике, в ходе которого было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики по следующему вопросу: «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?».

Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики 18 ноября 2021 года приняла постановление № 206/1102-6 о направлении ходатайства в Государственный Совет Чувашской Республики о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по поставленному вопросу, но 22 ноября 2021 года это постановление отменила и в регистрации отказала. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такой позицией не согласилась и кассационным определением от 25 мая 2022 года постановление № 207/1108-6 признала незаконным. В связи с этим 27 июня 2022 года Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики на основании ранее вынесенного постановления от 18 ноября 2021 года № 206/1102-6 направила в Государственный Совет Чувашской Республики ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по вопросу референдума.

Но постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 30 июня 2022 года № 320 вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Чувашской Республики, был признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46 «О референдуме Чувашской Республики» и в регистрации инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по данному вопросу было отказано.

Не согласившись с данным постановлением, административные истцы обратились в суды первой и апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела обе инстанции в удовлетворении требований отказали по следующим основаниям. Материалами дела подтверждается, что Государственный Совет Чувашской Республики проверил в установленном порядке соответствие вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Чувашской Республики, требованиям статьи 12 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46 и признал, что данный вопрос указанным требованиям не отвечает, при этом порядок такой проверки и принятия Постановления от 30 июня 2022 года № 320 вопреки доводам административных истцов, Государственным Советом Чувашской Республики нарушен не был.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что вопрос действительно не соответствует требованиям статьи 12 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46 и исходили из того, что QR-код (куар-код, кюар-код) это тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов), который представляет собой машиночитаемый набор данных, машиночитаемую маркировку и является способом хранения информации. При этом, хотя на момент рассмотрения судом дела понятие QR-кода на законодательном уровне не определено, QR-коды применяются в Российской Федерации. QR-коды используются гражданами при получении услуг в банковской системе, в магазинах для определения стоимости товаров, с использованием QR-кодов совершаются покупки в Интернете, в торговых объектах, объектах общественного питания и бытового обслуживания, поддерживающих оплату по QR-коду через систему быстрых платежей, соответственно QR-коды используются как гражданами, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Проанализировав нормы законодательства суды пришли к выводу, что вопрос об использовании QR-кодов в сфере применения контрольно-кассовой техники, в налоговом законодательстве, банковской деятельности, страховом и нотариальном деле урегулирован на федеральном уровне, при этом указанные федеральные законы не обязывают субъект Российской Федерации выявлять мнение граждан по регулируемым этими законами вопросам посредством проведения референдума субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды исходили из того, что поставленный инициативной группой вопрос касается порядка и способов использования и применения QR-кодов, однако в сфере налогообложения этот вопрос урегулирован на федеральном уровне, поэтому изменение правового регулирования посредством проведения референдума субъекта Российской Федерации, исходя из его правовой природы и юридической силы актов, принимаемых на референдуме, не может быть осуществлено на территории отдельного субъекта Российской Федерации, в том числе на территории Чувашской Республики, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что Государственный Совет Чувашской Республики обоснованно признал указанный вопрос, выносимый на референдум Чувашской Республики, не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 года № 46.

Также судами указано, что из содержания предложенного инициативной группой по проведению референдума Чувашской Республики для вынесения на референдум Чувашской Республики вопроса «Согласны ли Вы с тем, что на территории Чувашии необходимо ввести запрет на обязательное использование гражданами куар-кодов при осуществлении ими своих прав и свобод человека и гражданина?» следует, что инициативная группа на референдум выносит вопрос о запрете на территории Чувашской Республики обязательного использования куар-кодов при осуществлении гражданами своих прав и свобод, а такая постановка вопроса, в нарушение требований пунктов 2 и 6 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не учитывает правовое регулирование, закрепленное в Федеральных законах от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации и противоречит им, а вопрос использования и применения QR-кодов в указанной сфере отношений не находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Также в сфере товарооборота установлены конкретные сроки перехода на обязательную маркировку ряда товаров (духов, шин, товаров легкой промышленности и других) и особенности продажи таких товаров. Предусмотрено, что у каждой единицы продукции должны быть уникальные штрихкоды в формате Data Matrix, аналогичные QR-кодам; без такой маркировки продукцию нельзя продавать, перевозить и хранить. Вместе с тем часть 1 статьи 8, часть 2 статьи 74 Конституции Российской Федерации гарантирует в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Учитывая, что гражданами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и приравненными к индивидуальным предпринимателям лицами широко используются QR-коды, суды первой и апелляционной инстации пришли к выводу, что возможное установление запрета на обязательное их использование создает неопределенность для дальнейшей хозяйственной, экономической деятельности как указанными субъектами, так и гражданами, в связи с этим возможное установление на уровне законодательства Чувашской Республики запрета на обязательное использование QR-кодов в урегулированной законодательством Российской Федерации сфере отношений по оказанию работ и услуг на территории Чувашской республики, не отвечает требованиям Конституции Российской Федерации, так как установление такого запрета по существу означало бы возможность преодоления установленного федеральным законодательством порядка использования QR-кодов в указанной сфере отношений.

В силу пункта 8 части 5 статьи 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», подпункта «д» пункта 8 статьи 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ и подпункта «д» пункта 2 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2004 года № 46 на референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

опубликовано 18.10.2022 11:28 (МСК), изменено 18.10.2022 11:30 (МСК)
4ap@sudrf.ru

РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА

Понедельник

с 8.00 до 17.00

Вторник

с 8.00 до 17.00

Среда

с 8.00 до 17.00

Четверг

с 8.00 до 17.00

Пятница

с 8.00 до 15.45

Перерыв с 12.00 до 12.45

Суббота

выходной

Воскресенье

выходной


           ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ