График работы суда:
Понедельник |
с 8:00 до 17:00 |
Вторник |
с 8:00 до 17:00 |
Среда |
с 8:00 до 17:00 |
Четверг |
с 8:00 до 17:00 |
Пятница |
с 8:00 до 15:45 |
Перерыв на обед с 12:00 до 12:45 |
|
Суббота |
Выходной |
Воскресенье |
Выходной |
Орган местного самоуправления обязан предоставить жилое помещение маневренного фонда гражданам, утратившим свое жилое помещение или право пользования им, в границах населенного пункта, в котором произошла утрата | версия для печати |
Решением Думы Частинского муниципального округа Пермского края от 26 июля 2023 года № 471 (далее – Решение № 471) утверждены Положение о порядке предоставления специализированных жилых помещений маневренного фонда Частинского муниципального округа (далее – Положение) и Методика расчета потребности необходимого объема маневренного жилищного фонда Частинского муниципального округа Пермского края (далее – Методика). Пунктом 6.2 Положения установлено, что расчет потребности специализированных жилых помещений маневренного фонда Частинского муниципального округа Пермского края осуществляется в соответствии с прилагаемой методикой. Пунктом 2 Решения № 471 утверждена Методика расчета потребности необходимого объема маневренного жилищного фонда Частинского муниципального округа Пермского края. Абзацем 2 пункта 1.4 Положения установлено, что предоставление жилого помещения маневренного фонда производится без учета требований граждан к территориальному расположению жилого помещения, этажности и учету права на дополнительную жилую площадь. Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с административным иском о признании недействующими пункта 2 Решения № 471 (в редакции от 21 декабря 2023 года), Методики, пунктов 1.4 и 6.2 Положения, так как они противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Частинского муниципального округа. Решением Пермского краевого суда от 28 мая 2024 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения. В апелляционном представлении на принятое решение заместитель прокурора Пермского края ссылался на то, что невозможно определить минимальную допустимую потребность в количестве квартир (помещений) и объем площади маневренного фонда, а отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья, создает угрозу нарушения их прав. Кроме того, формулировка в абзаце 2 пункта 1.4 Положения, предусматривающая предоставление жилого помещения маневренного фонда без учета принципа территориального расположения жилого помещения, является незаконной, поскольку фактически закрепляет отсутствие у граждан права требования предоставления маневренного жилья в границах территории населенного пункта, в котором они проживают. Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции с доводами апелляционного представления согласилась частично. Создание маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования относится к ведению органов местного самоуправления, которыми определяются количество и характеристики помещений, включаемых в данный фонд. Действующее законодательство не содержит запрета на установление расчета потребности необходимого объема маневренного жилищного фонда. Решение вопроса о количестве необходимых помещений маневренного фонда, их уменьшении или увеличении в зависимости от ситуации и возникших потребностей, в том числе с учетом количества граждан, нуждающихся в предоставлении таких жилых помещений, относится к исключительной компетенции муниципального округа. Дума Частинского муниципального округа наделена полномочиями по урегулированию вопросов, касающихся порядка предоставления маневренного жилищного фонда муниципального округа, при этом утверждение методики расчета потребности необходимого объема маневренного жилищного фонда согласуется с целями и задачами создания маневренного жилищного фонда, положениям жилищного законодательства и законодательства об органах местного самоуправления. Утвержденная Решением № 471 Методика предусматривает расчет количества квадратных метров жилых помещений маневренного жилищного фонда, необходимого для приобретения (строительства) жилья, который учитывает количество граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основаниям, предусмотренным законом, норму площади предоставления жилого помещения маневренного фонда, что в полной мере согласуется с требованиями жилищного законодательства. Доводы апелляционной жалобы о том, что Методика не обеспечивает создание достаточного количества маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан в случае наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, являются несостоятельными, поскольку Методика не регулирует вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями маневренного жилищного фонда. Она также не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить граждан жилыми помещениями маневренного жилищного фонда в предусмотренных законом случаях, равно как не освобождает от обязанности принимать своевременные меры для предоставления жилых помещений для временного проживания при возникновении непредвиденных обстоятельств, указанных в законе, в том числе посредством перевода иных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в маневренный жилищный фонд. Таким образом, правовых оснований для признания недействующими пункта 2 Решения № 471, Методики, пункта 6.2 Положения суд первой инстанции обоснованно не нашел и судебная коллегия с данным выводом согласилась. Вместе с тем, судебная коллегия не согласна с решением суда в части отказа в признании недействующим абзаца 2 пункта 1.4 Положения, устанавливающего, что предоставление жилого помещения маневренного фонда производится без учета требований граждан к территориальному расположению жилого помещения, этажности и учету прав на дополнительную жилую площадь. В состав Частинского муниципального округа Пермского края входит 54 населенных пункта. Оспариваемое положение предусматривает порядок предоставления специализированных жилых помещений маневренного фонда Частинского муниципального округа. Формулировка абзаца 2 пункта 1.4 Положения не конкретизирует требования граждан к территориальному расположению в каких границах не подлежат учету при принятии решения о предоставлении специализированного жилого помещения, а именно в границах населенного пункта, в котором граждане утратили жилое помещение или право пользования им, либо в границах муниципального округа. Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено право граждан на получение жилого помещения маневренного фонда в соответствующем населенном пункте, а не в границах всего округа, и обязанность органа местного самоуправления на предоставление жилого помещения в пределах этого же населенного пункта. Сохранение оспариваемого положения с вышеуказанной формулировкой ведет к правовой неопределенности нормативного правового акта в части его применения, поскольку создает мнение у правоприменителя о возможности предоставления жилого помещения в одном из населенных пунктов Частинского муниципального округа, в котором создан маневренный жилищный фонд, то есть допускает неоднозначное толкование и является недопустимым. В связи с изложенным, судебная коллегия решение Пермского краевого суда от 28 мая 2024 года отменила в части, признала недействующим абзац 2 пункта 1.4 Положения о порядке предоставления специализированных жилых помещений маневренного фонда Частинского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Частинского муниципального округа от 26 июля 2023 года № 471 в части слов «территориальному расположению жилого помещения». |
График работы суда:
Понедельник |
с 8:00 до 17:00 |
Вторник |
с 8:00 до 17:00 |
Среда |
с 8:00 до 17:00 |
Четверг |
с 8:00 до 17:00 |
Пятница |
с 8:00 до 15:45 |
Перерыв на обед с 12:00 до 12:45 |
|
Суббота |
Выходной |
Воскресенье |
Выходной |